Дача у реки: как построить причал своими руками

В России немало счастливчиков, имеющих в собственности дачный участок. Есть и те, которым особенно повезло: дачный участок у них имеет выход к природному или искусственному водоёму. Это может быть река, озеро или большой пруд. Чтобы максимально полно использовать преимущества, которые даёт наличие на границе участка водоёма, желательно обустроить прибрежную зону и соорудить мини-пристань. Строительство можно поручить бригаде профессионалов, но в этом случае придётся серьёзно раскошелиться. Если же вы обладаете минимальными строительными навыками, то можно попытаться соорудить причал самостоятельно, периодически прибегая к помощи друзей или родственников. Облагороженный берег даст возможность с комфортом пользоваться лодкой или другими плавсредствами. А если пирс будет достаточно просторным, то его можно использовать и как зону отдыха. Для этого нужно установить на деревянном настиле удобные скамьи и стол, предусмотреть освещение. На берегу оборудуйте место для костра.

Дачный пирс может иметь различную конструкцию. Классический причал представляет собой стационарный капитальный объект, который устанавливается на сваях или на опорах иного типа. Обустроить капитальную пристань сложнее, чем понтонный причал. Понтонный пирс — это плавающая конструкция, изготовить которую можно из различных материалов. Обустройство такого понтона можно выполнить за короткий срок.

Понтонный причал: преимущества и особенности конструкции

Большинство дачников, решившихся на сооружение собственной пристани, выбирают именно понтонный вариант причала. В чём же его преимущества? Их немало:

  • Несложная конструкция, для проектирования которой будет достаточно собственного житейского опыта и знания элементарных основ физики типа закона Архимеда.

  • Небольшая масса составных элементов — благодаря легкому весу не надо будет делать мощные опоры, да и работать с легкими деталями проще, некоторые могут даже обойтись без посторонней помощи.

  • Отсутствие необходимости контроля соответствия уровня причала уровню воды в реке или озере, то есть если при строительстве свайного пирса приходится рассчитывать необходимую высоту опор и уровень обвязки, то для понтонных конструкций этого не требуется.

  • Возможность оперативного демонтажа и переноса конструкции на другое место.

  • Длительный срок эксплуатации — при серьезном подходе к делу и бережной эксплуатации понтонный пирс способен прослужить много лет.

  • Гарантированная защита от повреждений в результате ледохода — понтонный причал можно просто убирать с поверхности водоема на зиму и возвращать на место после того, как сойдёт лёд.

Понтонные причалы можно сооружать из самых разных материалов, в том числе из подручных. Например, в роли понтонов могут выступить скрепленные между собой пустые пластиковые бутылки. Их можно скрепить металлической сеткой или набить ими обычные фасовочные мешки из ПВХ. Бутылки из-под напитков можно накопить, пока не соберётся необходимое количество, способное удержать на плаву деревянную надстройку-настил. Процесс ускорится, если задействовать в накоплении бутылок родственников и друзей.

Бутылочный причал получается достаточно надежным. А если приложить чуточку фантазии, то домашний пирс будет не только прочным и практичным, но и вполне эстетичным. Собранная с душой конструкция не испортит береговой ландшафт, а сделает его ещё интереснее. Понтоны из пластиковых бутылок обвязывают досками, причём в качестве крепления действительно могут служить крепкие верёвки из синтетического материала, которым не страшна влага.

Более основательной понтонной пристанью может стать пирс, изготовленный на плавучей основе из бочек, которые могут быть как пластиковыми, так и металлическими. Обычно для обустройства причала такого типа используют бочки, объём которых составляет 200 л. Они закрываются герметичными крышками, соединяются при помощи каркаса из прочных брусков и досок в единую конструкцию. На берегу пристань закрепляется прочными укосинами. Для пирса площадью 3 х 3 м необходимо подготовить 6 бочек. Их располагают в 3 ряда, по две емкости в каждом, а сверху обвязывают настилом. Чтобы пристань была прочнее, следует использовать металлические бочки, которые сваривают в единую конструкцию металлическим уголком 50 х 50, сверху настилают строганую доску. Если используются металлические бочки, необходимо позаботиться об их защите от коррозии. Предварительно бочки нужно хорошенько покрасить специальным защитным составом. То же самое рекомендуем сделать и с уголком, если он был использован в конструкции пирса.

Любой пирс понтонного типа, независимо от того, на какой основе он базируется — на пластиковых бутылках, запаянных ПВХ-трубках, бочках, — соединяется с берегом с применением динамичных укосин. Край укосин, прикреплённый к пирсу, должен менять положение при изменении в водоёме уровня воды. Понтон при этом всегда будет находиться в строго горизонтальном положении. Если использовать металлические бочки, лучше выбрать толстостенные модели. К ним приваривают уши для крепления. Если обвязка выполняется деревянными балками, то их покрывают антисептическим составом. Зафиксировать причал можно и при помощи якоря. В этом случае его пришвартовывают к берегу, оттягивают на якоре. Причал оснащают трапом.

Среднестатистический дачник старается все сооружения и постройки на своей загородной «вотчине» возвести и обустроить с минимальными затратами. Домашний причал не исключение. Рассмотрите вариант, позволяющий сэкономить средства и в то же время получить причал, который будет надёжным и безопасным, прослужит много лет. Речь идёт о пирсе, в качестве опор которого используются автомобильные покрышки. Это могут быть покрышки от грузовых авто, что, конечно, предпочтительнее, поскольку работа с ними будет менее трудоемкой. Но можно использовать и изношенные покрышки от легковых авто, только их потребуется намного больше. Для скрепления покрышек между собой используют болты и гайки из нержавеющей стали. Шины скрепляют в виде колонн, устанавливают в намеченном месте и заполняют песком. Он намокает, благодаря чему конструкция приобретает необходимую массу и монументальность. Поверх таких покрышек можно установить деревянную или металлическую обвязку, на неё укладывают дощатый настил, ограждают поручнями — и можно пользоваться пирсом по назначению. Покрышки хороши тем, что их не нужно красить или защищать от коррозии. Только каждый сезон необходимо проверять песок внутри — насколько он осел, по необходимости добавлять какую-то часть нового вместо вымытого водой.

boat-dock-g55b6fb943_1920.jpg

Свайный Пирс

Капитальный причал на сваях — это сооружение, опирающееся на строго вертикально ввинченные или забитые в грунт дна реки или озера сваи. Тем, кто решит обустраивать причал свайного типа, лучше всего начать работу в морозный период, когда водоём скован льдом. В это время ввинчивать либо вбивать сваи наиболее удобно. Устанавливают сваи, стоя на льду, во вполне комфортных условиях. Для этого в местах расположения свай бурят лунки, затем опускают в них трубы или сваи, ввинчивающиеся в дно, и устанавливают их. При помощи сварки выполняется металлическая или деревянная обвязка. На получившийся каркас укладывают крепкий настил из досок.

Оптимальный вариант свай — это винтовые. Они наиболее устойчивы перед пучением грунта. Нагрузка на них будет не слишком высокой, так как конструкция пирса весит сравнительно немного, поэтому установить сваи можно и без спецтехники, усилиями двух или трех человек. Лучше всего устанавливать винтовые сваи силами мини-бригады из трех человек. Двое должны вкручивать сваи, а третий — контролировать при помощи строительного уровня строго вертикальное положение.

6f005e1cd4aa32fdc1fb39fb82a86714.jpg

Уровень пузырьковый STABILA 600мм 2 глазка

Особенности установки свай

Чтобы дачный причал получился надежным и комфортным, прослужил вам не один год, нужно знать правила и нюансы его возведения. Приводим здесь наиболее важные из них:

  • Сваи ввинчивают или вбивают в дно водоема на глубину не менее чем полтора-два метра. Если же дно сильно заилено, то глубина ввинчивания должна увеличиваться, она может достигать 4 м.

  • Сваи, вбитые в дно в месте установки пирса, обязательно скрепляют между собой, выполняя горизонтальную обвязку. Нередко с целью повышения надёжности свай их оснащают железными раскосами.

  • Уровень высоты свай над поверхностью воды рассчитывают заранее. Верхняя точка каждой сваи должна возвышаться над максимально возможным уровнем воды водоёма на 0.5—1 метр. Точнее всего определить этот максимальный уровень можно в весенний период, когда интенсивно тает снег.

  • Обычно сваи представляют собой пустотелую металлическую трубу с острым винтообразным наконечником. Внутрь таких свай-труб желательно залить армированный бетон, благодаря этому срок службы опор намного увеличится.

  • Заготовленные деревянные элементы для обвязки свай и монтажа дощатого настила советуем обязательно обработать защитными покрытиями. Это должен быть какой-нибудь антисептик, относящийся к группе ССА. Составы этой группы отличаются длительностью воздействия. Пропитав древесину таким антисептиком, можно забыть о её защите на 10—15 лет.

3983d5f951ef685d9f96a17a5f3de7b3.jpg

Антисептик TIKKURILA Valtti Expert AKVA 0,9л палисандр, арт.700009595

Обустраиваем настил

Независимо от того, какой причал вы обустраиваете, свайный или понтонный, в любом случае потребуется соорудить настил. В качестве материала для него можно использовать балки и бруски из древесины долговечных пород. Сам настил выполняют обычно из строганой доски. Можно, конечно, выбрать для этой цели палубную доску, если вам позволяет выделенный на возведение пирса бюджет. Она выглядит эстетично и служит долго, но при этом стоит недёшево. Поэтому практичные люди, привыкшие рационально тратить собственные средства, всё же выбирают более экономичные материалы.

Перед монтажом настила не забудьте обработать доски и остальные детали будущей конструкции защитными составами. Для их крепежа запаситесь шуруповёртом и анодированными шурупами, защищенными таким способом от коррозии. Доски настила нужно отмерить заранее, чтобы они были одинаковой длины, соответствующей каркасу. Укладывать их можно вплотную либо с небольшим зазором, чтобы доски хорошо проветривались, а влага атмосферных осадков стекала в реку, не задерживаясь на поверхности пирса. Пирс огораживают перилами: металлическими, из деревянных брусков или комбинированными.

de475d14e5e3c6e0f9254cebccb91e64.jpg

Дрель-шуруповерт ударная BLACK&DECKER BL188N-XJ 18В Li-Ion бесщеточная без АКБ и ЗУ

Скамья и трап

Часто на дачной пристани предусматривают зону отдыха, устанавливая на настил скамью. Очень удобен угловой вариант. Стойки скамейки и одновременно ножки делают из брусков сечением 95 х 95 мм. Монтируют их сбоку настила путём врезки и закрепления болтами. Спинка такой скамьи собирается из досок. Затем выполняют раму сиденья из брусков, прикрепляют её к стойкам скамьи, после чего монтируют передние опоры-укосины.

Для крепления стоек скамьи используют болты М10Х120 мм, на каждую стойку требуется два болта для надёжности соединения. Под болты в стойках нужно высверлить отверстия, проделывают их и в лагах причала. Углы рамы, смонтированной на укосинах, укрепляют диагональным бруском, прикрепленным под углом в 45°. К нему прикручивают доски сиденья.

Помимо скамьи для отдыха, причал оснащают трапом для спуска в воду для тех, кто захочет искупаться. Он может быть как деревянным, так и металлическим. Изготовить такой трап также можно самостоятельно. Если вы не уверены в способности соорудить надежный, удобный и симпатичный трап, можно купить и готовый, подобрав подходящий по размерам. Оптимальный вариант — металлический трап, прочный и безопасный. Чтобы уберечь его от ржавчины, нужно будет периодически обновлять антикоррозийное покрытие. Для крепления металлического трапа желательно при сооружении пирса предусмотреть металлические проушины. При их наличии трап будет легко монтировать и демонтировать. Это важно, чтобы иметь возможность на зиму убирать конструкцию в закрытое помещение, где на нее не будут воздействовать характерные зимнему и весеннему периоду неблагоприятные внешние факторы.




#дача#причал