Запорная и регулирующая арматура для трубопроводов

Запорная и регулирующая арматура для трубопроводов

Запорная арматура — это важнейший элемент любой трубопроводной системы, позволяющий управлять её потоками. В каждом структурном подразделении топливно-энергетического комплекса такое оборудование имеет первостепенное значение. Без трубопроводов со смонтированными на них устройствами запорной арматуры невозможна ни добыча, ни транспортировка нефтепродуктов потребителю. Элементы регулирующей арматуры, устанавливаемые в системах трубопроводов, дают возможность отключать и перераспределять потоки перегоняемых по трубам субстанций, смешивать транспортируемые среды, изменять величину проходного сечения. С их помощью можно перекрывать транспортируемые среды, а также менять их основные характеристики — температуру, давление и т. п.

Разные виды арматуры запорно-регулирующего назначения монтируются и непосредственно на систему трубопровода, и на накопительные емкости, а также на иные агрегаты, являющиеся ее частью. Выполнять монтаж подобного оборудования должны профессиональные специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и опыт проведения подобной работы. Любые ошибки, допущенные при монтировании элементов арматуры запорного назначения, равно как и регулирующего, могут обойтись слишком дорого.

По выполняемым функциям все устройства арматуры, устанавливаемой на трубопроводах, подразделяются на:

  • Запорные — их задача заключается в обеспечении полного или частичного перекрытия потоков транспортируемых по трубам сред. Арматура этого типа очень востребованна в разных сферах народного хозяйства, на её долю приходится 80 % всех предложений арматуры на отечественном рынке.

  • Регулирующие — этот тип арматуры нужен для того, чтобы обеспечивать требуемые параметры транспортировки рабочих сред. Применяя в системах регулирующую арматуру, можно менять температурные значения, показатели давления, концентрацию транспортируемой субстанции и её химический состав. Особое значение имеет такой вид арматуры с регулирующими функциями, как дроссельная. Она незаменима, если требуется уменьшить сжатие транспортируемой субстанции. Дроссельная арматура отлично работает в условиях скачков давления.

Для управления транспортируемыми потоками используются разные виды запорно-регулирующей арматуры. Аварийная отсечная необходима для того, чтобы изолировать проблемный участок от нормально функционирующей части трубопровода в том случае, если на нём параметры транспортировки потока превысили предельные значения — например, подскочило давление либо возросла t.

Предохранительная арматура тоже срабатывает в случае возникновения аварийной ситуации, она открывается, чтобы дать возможность утилизировать излишки транспортируемой по трубопроводу субстанции.

4321af78bfe4bad3240246acce09de48.jpg

Клапан предохранительный для бойлера 1/2" с ручкой спуска

Смесительная арматура — наиболее востребованна в отопительных системах, с её помощью содержащиеся в трубах рабочие среды распределяются и смешиваются, например, чтобы добиться требуемых значений t.

Фазоразделительная арматура — применяется для разграничения транспортируемых субстанций, отличающихся по фазе и физическому состоянию.

Оснащение трубопроводов арматурой высокого качества, дающей возможность управления любыми транспортируемыми субстанциями, будь то вода, пар, нефть, газ или некоторые химически агрессивные субстанции, — залог надежной работы современных инженерных коммуникаций.

При изготовлении запорной арматуры, предназначенной для использования на трубопроводах, применяют такие материалы, как:

  • сталь, в т. ч. нержавеющая;

  • бронза;

  • латунь;

  • чугун.

К основным техническим характеристикам запорной арматуры относятся сечение подсоединяемых труб, максимальное значение предела давления при t транспортируемой среды, составляющей 20 градусов Цельсия. Выбор конкретных узлов запорной арматуры зависит прежде всего от ТУ эксплуатации трубопровода. Все трубопроводные системы без исключения — водные, газовые, нефтяные или перекачивающие химически агрессивные субстанции — оснащаются запорной арматурой, технические характеристики и эксплуатационные свойства которой могут иметь значительные отличия.

Типы устройств с запорно-регулирующими функциями

Вся существующая запорная арматура подразделяется на:

  • Запорные краны — их устанавливают на всех типах трубопроводных систем. С трубами они стыкуются посредством муфтовых либо фланцевых соединений. Исходя из вида транспортируемой рабочей субстанции могут применяться краны шаровые или пробковые. К последним относятся сальниковые муфтовые краны, а также пробковые муфтовые. Первые изготовлены в виде пробки, внутри которой имеется сальник из резины либо пеньки. Кран такого типа отливают из чугуна и используют в системах, транспортирующих нефть, либо в водопроводах. При этом t транспортируемой среды должна быть менее 100 градусов. Возможна установка такого элемента в любом положении. Пробковые муфтовые краны также изготовлены из чугуна, они предназначаются для использования на газопроводах. Максимальный порог значений рабочей температуры для них ещё ниже — он составляет 50 градусов. Подобный кран не требует особых условий установки, как и его сальниково-муфтовый аналог. Фланцевые краны шарового типа производят как из стали, так и из чугуна. Стальные краны эксплуатируются при температурах транспортируемых сред 30—70 C, чугунная версия успешно используется в штатном режиме и при 100 градусах.

1747616dc0a3070ef0f52f11da59782e.jpg

Кран шаровой полнопроходной STOUT 3/4" ВР/ВР ручка латунь

  • Запорная заслонка — представляет собой диск, поворачивающийся вокруг собственной оси, которая находится перпендикулярно либо под определённым уклоном к направлению перемещаемой по системе субстанции. Обычно запорные заслонки устанавливаются на системы с большим сечением труб и с низким давлением содержащихся в них сред. Монтируют их гидро- либо электроприводным способом. Можно врезать заслонку и вручную, используя сварку либо технологию соединения с использованием фланцев. Корпус запорной заслонки этого типа производят из чугуна, диск же выполняют из стали. Запорную заслонку можно эксплуатировать даже в агрессивных условиях, в постоянном контакте с кислотными либо щелочными субстанциями, при этом она не требует сложного ТО.

  • Трубопроводные задвижки — они нужны для того, чтобы при необходимости пресекать движение транспортируемых по трубопроводу веществ. Если такая арматура оснащается электроприводом, управлять ею можно и удалённо. Изготавливают трубопроводные задвижки из высококачественного чугуна, а также из обычной либо нержавеющей стали, некоторых цветных сплавов. Металл для производства запорной арматуры этого вида выбирают исходя из того, что будет перегоняться по системе.

  • Запорный вентиль — этот вид арматуры используется, когда нужно полностью перекрыть поток. Он не годится для регулирования давления в трубах системы транспортировки. Такой вентиль либо должен быть полностью открыт, либо наглухо закрыт. Он имеет в своей конструкции золотник со шпинделем, которые перекрывают транспортируемый поток, предотвращая гидроудары. Если арматура применяется в системах высокого давления, то вентили монтируют на толстостенные трубы, используя технологию сварки. Также в процессе монтажа могут применяться фланцевые патрубки либо муфты. Подобный вариант подходит для трубопроводных систем, по которым течёт вода потребителю, подаётся воздух либо пар, при этом его t не может превышать 50 градусов. Чугунная арматура в таком случае должна уплотняться кольцом, для производства которого используют кожу, резину, паронит.

0d7df683c4f0729e8c96bcaad8c8292b.jpg

Муфта диэлектрическая для подключения электрических газовых приборов 3/4"

Запорная арматура для работы в условиях агрессивных сред

Арматура, которую производят из латуни, отличается небольшой массой, но способна функционировать при высоких значениях сжатия. Её применение позволяет гарантировать стопроцентное перекрытие потока. Если требуется установить запорные устройства на трубопровод, перегоняющий химически агрессивные среды, например кислоты или щёлочи, то успешно используют именно латунную арматуру. Она имеет небольшую массу, при этом способна выдерживать сильное сжатие. Герметичность латунной арматуры обеспечивают элементы из сильфона. Для подобной арматуры очень большое значение имеет антикоррозийная устойчивость, поэтому в системах с агрессивными средами нередко применяют фланцевые, диафрагмовые, а также фарфоровые вентили, имеющие резиновое покрытие.

a58235572182fef6df9ff9bca1712560.jpg

Кран шаровой STOUT с полусгоном 1/2" ВР/НР бабочка латунь

Запорная арматура для газопроводов

Газовая запорная арматура — обязательный элемент газотранспортной системы. С её помощью газ включают либо отключают, меняют направление потока, регулируют давление и объём, пропускаемый системой. К газовой арматуре предъявляют повышенные требования герметичности. Она должна обеспечивать герметичное отключение отдельных участков газовых трубопроводов, поэтому в систему могут устанавливаться только краны, обратные клапаны, вентили и задвижки, которые прошли строгую сертификацию. Их производят из высококачественных материалов, поскольку от надежности такого оборудования зависит безопасная работа трубопровода, минимизируется риск взрыва и загрязнения атмосферы.

Общие правила монтажа запорно-регулирующей арматуры

Есть ряд правил, обязательных к соблюдению при установке запорно-регулирующей арматуры. Перед проведением монтажа запорно-регулирующей арматуры нужно выполнить тщательную очистку трубопровода. После доставки деталей к месту установки их необходимо обработать паром, водой или воздухом. При выполнении сварочных работ тоже следует постоянно осматривать трубу, своевременно удаляя загрязнения и окалину, чтобы она не ухудшила герметичность соединения. Фланцы перед началом установки в обязательном порядке проверяют, оценивая гладкость поверхностей детали, наличие неровностей и шероховатостей. Вся рабочая поверхность детали должна быть идеально гладкой, без царапин или иных дефектов.

Лучше не устанавливать запорную арматуру на неровных, рельефных участках трубопровода с перепадом уровней. При установки устройства на таких участках в местах изгибов трубопровода возникнет напряжение, которое окажет негативное влияние на герметичность и может привести к появлению протечек.

Чтобы обезопасить трубопровод от скачков давления, получающихся при гидравлическом ударе, способном нанести существенный урон всей системе или даже вывести её из строя, проводится экранирование посредством монтажа обратного клапана.

Для задвижек большого диаметра либо массивных приводов рекомендуется предусмотреть дополнительную опору для профилактики поломок винтов или разрушения прокладок. Арматуру, выполненную из нержавеющей стали, в процессе установки рекомендуется держать в открытом положении.

Некоторые особенности хранения и установки запорной арматуры

Если элементы запорной арматуры трубопровода оснащены уплотнителями из резины, их нужно хранить только в открытом положении. То же самое касается шаровых кранов. Запорную арматуру с прокладками из металла хранят, напротив, исключительно в закрытом положении. Это позволяет избежать попадания в устройства различных загрязнений и частиц мусора. Задвижки весь период до момента установки нужно хранить в закрытом и сухом помещении, без света и сквозняков.

Для каждого вида запорной арматуры производители дают свои рекомендации по проведению установки, изложенные в прилагаемых инструкциях. Например, дисковые поворотные затворы рекомендуется устанавливать с открытием диска на 25 %. Чтобы избежать быстрого разрушения прокладки в процессе эксплуатации арматуры, между фланцами должен быть предусмотрен достаточный зазор. Гайки при монтаже закручиваются постепенно. Прокладка между фланцами и корпусом не требуется.

Установка обратных клапанов проводится с выполнением обязательного условия — их диаметр должен совпадать с ответными фланцами. Нужно также строго соблюдать монтажный интервал между клапанами, учитывать направление потока и режим пульсации.

Шаровой кран нельзя фиксировать с помощью тисков. Закрутка соединений при его монтаже должна выполняться очень аккуратно. При установке по возможности нужно избегать корректировки строения новой запорной арматуры, поскольку каждый шаровой кран при изготовлении испытывается сжатым воздухом и водой, подаваемой под давлением, чтобы проверить правильность сборки всех составных частей устройства.




#обзор#трубы